Цепи поставок становятся все сложнее, а прозрачности в коммуникации между ее участниками все меньше, из-за этого заказчики и клиенты не до конца понимают ценность продукта. Помимо этого, если возникают подозрения в недобросовестности одного из участников, обнаружить нарушения также нелегко.
Поэтому многие эксперты возлагают большие надежды на блокчейн в логистике. В этой статье мы расскажем, как он помогает упростить управление перевозками.
Что такое блокчейн?
Многие слышали термин «блокчейн» в контексте криптовалюты. На самом деле блокчейн пригоден и для других целей: помимо оплаты услуг его можно использовать для обмена или отслеживания данных, а также для заключения контрактов и иных договоренностей.
Если не вдаваться в подробности, суть блокчейна такова. Допустим, два человека поспорили на 1000 рублей о том, какая погода будет в Москве в определенный день. Спор можно разрешить тремя способами:
- довериться друг другу (ненадежно, так как один из участников может нарушить уговор);
- заключить договор (требует времени и денег);
- оба участника спора передают 1000 рублей третьей стороне, которая определяет победителя и передает ему «призовой фонд» (максимально ненадежный вариант, так как третья сторона может забрать деньги себе).
Блокчейн предлагает прозрачную и надежную вариацию третьего способа. Роль третьей стороны играет программа, которая примет взносы от участников, автоматически проверит погоду в нужный день и отправит деньги победителю спора. Оба участника имеют доступ ко всем этим операциям (или транзакциям).
Любая транзакция записывается в блок, несколько копий которого хранятся на нескольких компьютерах (или нодах). Вместе они образуют цепь блоков – блокчейн, которая обеспечивает повышенную прозрачность и безопасность. Каждый блок содержит ссылки на «соседей»: предыдущий и следующий, поэтому любые несанкционированные изменения в одном блоке выводят из строя всю цепь. Кроме того, блокчейн – децентрализованная система, так как у всех его участников одинаковый уровень доступа.
Какие проблемы решает блокчейн в логистике?
В минувшем столетии цепи поставок были сравнительно простыми, так как торговля шла главным образом внутри регионов. Со временем переход от железнодорожных перевозок к автомобильным и компьютеризация логистики привели к заметному смещению акцентов в управлении цепями поставок.
Блокчейн в логистике повышает надежность и прозрачность цепи поставок. Он помогает избежать расхождений в документации: например, если перевозчик и грузополучатель по-разному трактуют время доставки, страдает показатель on-time delivery.
С блокчейном же этого можно избежать, так как все участники цепи поставок имеют доступ к одной и той же версии всех товаросопроводительных документов. Кроме того, весь обмен данными записывается в блоки, удалить или изменить эту информацию невозможно, поэтому при разногласиях найти корень проблемы гораздо легче.
Приведем пример: допустим, крупный магазин одежды гарантирует покупателям, что вся продукция производится в России. В свою очередь, компания-производитель закупает хлопок в Узбекистане, а перевозчик гарантирует доставлять нужный объем на склад каждую неделю. Такой процесс устраивает всех участников цепи поставок.
Со временем процесс может поменяться. Например, производитель решит сэкономить, заказав менее качественный хлопок в Туркменистане. Сделать это втайне от ритейлера не получится, так как у него есть доступ ко всем транзакциям. Аналогичную пользу блокчейн дает, если возникают непредвиденные сложности: к примеру, перевозчик не успевает доставить груз в срок, так как водитель попал в ДТП – все участники цепи поставок сразу же об этом узнают.
Как работает блокчейн в логистике за рубежом?
За рубежом блокчейн в логистике используют не только небольшие стартапы, где механика поставок еще не устоялась. Постепенно на новые технологии переходят и крупные компании – в том числе и мировые лидеры.
К примеру, в пищевой промышленности крайне важно точно отслеживать каждый продукт. Крупнейшая в мире сеть оптовой и розничной торговли Walmart использует блокчейн, чтобы следить за поставками свинины из Китая. Блокчейн помогает отследить буквально каждый кусок мяса: где его получили и обработали, на каком складе он хранится и каков срок годности. Похожим образом блокчейн применяется, в частности, в Nestle и Unilever.
Крупнейшая в мире добывающая компания BHP Billiton применяет блокчейн,чтобы записывать данные о процессе добычи от поставщиков. Это не только повышает эффективность работы внутри компании, но и улучшает коммуникацию с партнерами.
Наконец, международная алмазодобывающая корпорация De Beers при помощи блокчейна отслеживает драгоценные камни от добычи до продажи. Так компания избегает проблем с «кровавыми алмазами» и гарантирует клиентам, что они покупают подлинные драгоценности.
Более того: на рынке появляются небольшие логистические провайдеры, которые помогают крупным компаниям перейти на блокчейн для более качественного и прозрачного управления цепями поставок. Наиболее известный пример – компания Cloud Logistics.
Блокчейн в логистике пока не получил широкого распространения в России. Однако все больше компаний используют облачные системы управления перевозками, чтобы оперативно отслеживать все логистические процессы – например, Artlogic.
Использует ли ваша компания блокчейн в логистике? Расскажите об этом в комментариях или поделитесь статьей с коллегами, чтобы помочь им открыть для себя новые технологии.
Также рекомендуем подписаться на наш блог, чтобы первыми получать полезные статьи о современной логистике и грузоперевозках.