Нашими IT-решениями пользуются более 500 производственных и торговых компаний в России для управления логистикой. Мы пообщались со многими из них и делимся услышанными секретами. Из предыдущих статей вы узнали, как лидеры рынка автоматизируют планирование доставки, почему переводят все взаимодействие с перевозчиками в цифровой формат и как минимизируют финансовые и налоговые риски.
В рамках этой статьи мы расскажем, каким образом компании строят аналитику по управлению транспортной логистикой. Каковы принципы построения аналитики? Какие основные задачи она должна решать? Как в этом помогает TMS-система? И что делать, если у компании нет средств на хорошую TMS-систему и BI-модуль?
Польза аналитики в логистике для бизнеса. Пять принципов
Подходить к формированию аналитики в логистике нужно, учитывая бизнес-цели. Часто компании прилагают немалые усилия для формирования компетенций по аналитике, но не формируют никакой ценности для бизнеса. В итоге можно столкнуться с тем, что бизнес будет кидать косые взгляды и думать, что вам просто нечем заняться.
Лидеры рынка формируют аналитику в своих функциях исходя из пяти базовых принципов:
- Привязка к бизнес задачам
- Скорость и простота формирования
- Бенчмаркинг
Стоимость достижения показателя может быть высокой для бизнеса и не принести преимущества перед конкурентами. Лидеры рынка понимают, что иногда правильное решение — быть просто на уровне рынка или немного лучше рынка. Бенчмаркинг помогает правильно сформулировать цели и конструктивно выстроить диалог со своими контрагентами в бизнесе.
- Простота использования и доступность
- Прямая наводка на проблему
Связаться с нами
Какую аналитику чаще всего используют в логистике?
- Бюджетирование и контроль исполнения
- Уровень сервиса
- Аналитика по клиентам
- Оперативное планирование ресурсов
Как компании подходят к вопросу построения компетенций по аналитике?
На рынке большинство логистов уже оценили важность аналитики и понимают, какие показатели нужны их бизнесу и как их считать. Но в целом подход компаний к аналитике можно разделить на 3 категории:
Аналитика в логистике не нужна
Обычно это относится к небольшим компаниям, тратящим на транспорт менее 1 млн руб. в год, а затраты на логистику для них не имеют существенного влияния на прибыльность.Аналитика в Excel
Много компаний пытаются делать аналитику и считать KPI в Excel. Это вполне рабочий подход для мелкого и среднего бизнеса из-за простоты реализации, но обычно тут возникают следующие сложности:● Ошибка при миграции данных. Любая ручная работа сопряжена с ошибками и может в корне изменить показатели, на базе которых вы принимаете решения.
● Трудозатраты в команде. Делать анализ — это сложная работа, занимающая немало времени. Особенно много усилий уходит на этапе формирования отчетности или при передаче дел от сотрудника сотруднику.
● Риск предвзятости аналитика. Часто бывает, что аналитику делает сотрудник, отвечающий за оперативное управление транспортом. Мы сталкивались с ситуациями, когда сотрудники при анализе данных видят свои недоработки и искажают результат в аналитике, чтобы избежать негативных последствий для себя.
● Задержка с получением данных. Часто не удается получить данные оперативно и быстро принять решение.
Автоматизированная аналитика в логистике на базе TMS (ИТ система управлениям перевозками)
Многие крупные компании, а также те, где логистика играет ключевую роль в бизнесе с точки зрения формирования цены товара и отношений с клиентом, занимаются аналитикой по доставкам на базе TMS-системы.
Большинство лидеров рынка считают, что аналитику в логистике нужно строить на базе своей ТМS-системы. И ниже мы расскажем почему. А как же быть тем, у кого нет своей TMS-системы? Для этого есть решения, позволяющие компании даже при отсутствии бюджета работать с лучшей аналитикой на рынке. О таком опыте мы тоже расскажем.
Почему аналитика в логистике на базе TMS - самое правильное решение?
Первое и главное преимущество — TMS позволяет полностью систематизировать данные и добиться их чистоты. Это достигается за счет различных механизмов валидации данных, а также максимальной автоматизации процессов. Кстати, самые продвинутые компании интегрируют TMS со своей ERP-системой и системами перевозчиков для того, чтобы минимизировать риск ошибки при переносе данных. Внедрив TMS-систему, руководитель может быть на 100% уверен в корректности данных, на основе которых принимаются решения.
Кстати, в TMS, в отличие от Excel, файлы с данными не могут быть случайно удалены или умышленно искажены сотрудником.
Еще преимущество в том, что с первого дня использования системы руководитель получает набор типовых бизнес-показателей и отчетов, на основе которых может оперативно принимать решения. При этом сотрудникам больше не нужно тратить часы на сбор данных и подготовку отчетов — все считается автоматически. А руководителю теперь нет нужды заставлять подчиненных обновлять отчет, ведь в любой момент вся информация находится на расстоянии 1 клика.
Передовые компании дают доступ к отчетам своим контрагентам (перевозчикам и клиентам). Например, перевозчики компании могут видеть в режиме реального времени свои сервисные показатели в сравнении с конкурентами и работать над их улучшением.
Связаться с нами
И последний, но немаловажный фактор — TMS позволяет гибко и оперативно настраивать отчеты. Ситуация на рынке динамично меняется, и у руководителя может возникнуть потребность получить аналитику в новом срезе. Допустим, мы видим, что по определенному клиенту доставка стала дороже, и хотим узнать — это вызвано падением продаж, изменением географии доставки или каким-то иным фактором? Качественный модуль аналитики в TMS предоставляет возможность быстрой модификации отчетов.
А если компания хочет увидеть не только свои показатели, но и посмотреть бенчмарк по рынку? Для этого существуют TMS четвертого поколения — системы, сравнивающие показатели отдельно взятой компании с показателями схожих по профилю компаний, использующих данное решение.
Например, система Pooling Plus интегрирована с площадкой Pooling, на которой работает более 500 крупнейших федеральных поставщиков в торговые сети. Благодаря этому пользователи Pooling Plus могут сравнить свои показатели с бенчмарком на основе данных Pooling.
Если вы матерый аналитик, живете в мире данных и регулярно радуете свое руководство аналитическими инсайтами, то вас TMS порадует широким спектром инструментов, позволяющим делать вашу логистику еще эффективнее.
Так, самые продвинутые компании в рамках анализа данных используют методологию Cost to serve. Это подход, позволяющий компании анализировать определенный показатель в разрезе различных факторов, влияющих на него. Например, вы можете проанализировать стоимость доставки одного короба товара в разрезе следующих факторов:
● средний размер короба,
● простои,
● доп. затраты,
● возвраты,
● утилизация ТС,
● средний размер LTL-отправки,
● средняя дистанция доставки.
В результате такого анализа вы можете обнаружить, что в этом месяце основной вклад в рост затрат на доставку внесли простои на выгрузке у клиентов и недостаточно утилизированные машины.
Как получить доступ к лучшей аналитике бесплатно и с минимальными усилиями?
Зачастую компании не могут позволить себе приобрести TMS-систему. Но это не приговор. В современном мире есть решения, которые можно использовать бесплатно для управления логистикой в базовом функционале. Они уже включают в себя мощные аналитические инструменты, позволяющие решить большинство типовых задач при управлении транспортной логистикой. Например, площадка Pooling.
Недавно мы проводили вебинар, где ведущие компании на рынке делились своим опытом работы с аналитикой в логистике. Вы можете ознакомиться с записью вебинара по ссылке.
А здесь вы можете ознакомиться с реальными кейсами компаний, уже внедривших TMS (Johnson&Johnson, Bacardi, Ecolab).
Если по итогам прочтения этой статьи вы намерены внедрить TMS-систему, мы рады предложить вам наше решение. Pooling Plus — это облачная TMS-система, обеспечивающая управление доставкой на всех этапах. Работать в системе можно из любой точки мира при наличии компьютера и интернета.
Подробнее о продукте:
https://plus.pooling.me/
Связаться с нами